Американская социально-философская утопия представляет собой интересный феномен, поскольку именно в ней были собраны воедино онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические, философско-исторические смыслы американской культуры как воплощенного «Града на холме», «Общества равных возможностей», «Маяка надежды». Как имманентное измерение общественного, в
том числе философского сознания и как естественный спутник общественно-политической практики американской нации, утопия нигде не продуцировалась в таких масштабах и не принимала столь многообразных форм, как в США. Интерес к изучению феномена утопии обусловлен и тем, что он является ключом к дешифровке политического сознания, так как многое из того, что не находит адекватного выражения в научно выверенном дискурсе, но представляет для данной группы ценность, часто получает свое выражение в утопиях или антиутопиях. Цель работы — проследить за генезисом данного феномена, указать общие, конституирующие смыслы американской утопии и понять причины ее кризиса. В качестве представителей американской социально-философской утопии взяты Генри Торо, Беррес Фредрик Скиннер, Роберт Нозик и Ричард Рорти, в
работах которых наиболее полно проявился отличительный признак американской утопии — ее «антифундаментализм», открытый характер, плюралистичность, открытость проекта для нового содержательного наполнения. Новизна подхода заключается в попытке рассмотреть в одном контексте такие разные формы социально-философских проектов, как Уолден американского трансценденталиста-либертарианца Торо, Уолден Два
бихевиориста Скиннера, проект «минимального государства» с позиции аналитической философии Нозика и «постмодернистский буржуазный либерализм» Рорти. Cделаны выводы о причинах кризиса утопического теоретизирования в американской культуре, что, на наш взгляд, связано с утвердившимся в общественном сознании эпохи позднего капитализма ощущением «конца истории», которое приводит к отказу от будущего в
пользу бесконечного повторения одних и тех же сюжетов и обреченности на пребывание в застывшем времени; ретротопией как поиском оптимального жизненного проекта в прошлом, а не будущем; хонтологией как состоянием некогда бытовавшей, но так и не сбывшейся надежды на прогрессивное движение в будущее; конспирологией как способом объяснения мира через заговор и обман. Все это порождает различные формы
ресентимента, депрессию, щемящее чувство ностальгии, препятствующие порождению утопических смыслов.
Для цитирования: Куликов М.В. Становление и упадок американской социально-философской утопии в XIX—XX вв.: к вопросу о «конце истории» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 4. С. 151—161.