В статье последовательно рассмотрены онтологические основания мифологии, религии, философии, науки, используя которые мышление становилось все более универсальным, восходя от наиболее простых его форм ко все более сложным. Среди онтологических оснований выделяются: сведение их в четкие системы, восхождение к предельной полноте и уменьшение числа исходных оснований бытия. Зафиксировано, что религии существенно переосмыслили основные мифологические понятия, дальнейшее «развитие» религиозных текстов опирается на рационализм, получивший продолжение в философии. Выделены два основных направления — статическая и динамическая религии. Раскрыта динамика философской мысли через призму онтологического дискурса, аттрактором которой явился философский универсализм. Показано, что в науке опора на её онтологические основания особенно наглядна. Здесь все время происходило объединение отдельных научных направлений. Сделан вывод, что в современных условиях эвристичны попытки объединения науки, религии, философии в единое целое в рамках концепций «Большого Разума», планетарных оболочек, культурных, научных и образовательных сетей.
Для цитирования:
Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Онтологические структуры мифологии, религии, философии, науки как ступени универсализации в познании мира // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 2. С. 139—148.