В статье рассматриваются механизмы действия античного кода, присутствующего в стихотворении Ходасевича «Дом» (сборник «Путём зерна» (1920)). Характеризуются его функции и способы художественного воплощения. Отмечается, что философская концепция, репрезентированная в стихотворении «Дом», во многом солидаризируется с античным толкованием категории «судьбы». Доказывается, что мотив кощунственного нарушения тайны личностного существования, прозвучавший в «Доме», затем станет центральным и в очерке Ходасевича «Помпейский ужас» (1925). Картина катастрофических разрушений как в стихотворении, так и в очерке ассоциируется с «Аидом современности» и характеризуется автором как напоминание о вечно возвращающемся «античном сумраке». В четвёртой части стихотворения «Дом» Ходасевич переосмысливает концепцию «четырёх стихий» («воздуха», «воды», «земли» и «огня»), восходящую к натурфилософии античности и весьма востребованную в мировой литературе. Одновременно поэт вводит в структуру традиционных представлений о «стихиях» как первоэлементах мироздания отголосок античного мифа о саламандре, живущей в огне, а также свою авторскую мифопоэтическую «версию» о «пятой стихии», «времени». В статье делается вывод о том, что античный код в стихотворении «Дом» выполняет не только смыслообразующую, но и коммуникативную функцию. Он диалогически взаимодействует с другими культурными кодами: библейским, пушкинским, постсимволистским. Кроме того, античный код также даёт импульс индивидуально-авторскому мифотворчеству Ходасевича.
Для цитирования:
Коптелова Н.Г. Античный код в стихотворении В.Ф. Ходасевича «Дом» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 26—35