Суждения автора книги «Школа должна учить мыслить» соотносятся с проблематикой развивающего обучения математике. Показывается принципиальная ограниченность возможностей генетического подхода к обучению. Следование ему тормозит развитие механизмов познания учащихся. Генетическому подходу противопоставляется онтогенетический подход к обучению, характеризуемый принципами и методами выстраивания такого «исторического», которое является процессом формирования, освоения и развития логического, несущим наращивание потенции его развития. Особому рассмотрению подвергается следующий тезис автора книги: «Научная истина, отделенная от пути, на котором она была обретена, превращается в словесную шелуху». Он соотносится с агенетичностью (по А. Ф. Лосеву) творческих продуктов и со следующим положением: генезис культуры, или культурный филогенез, порождает изменение траектории культурного онтогенеза, изменение его логики. И чем дальше он уходит, тем большее порождает расхождение с его логикой логики культурного онтогенеза (в противоположность закону Геккеля).
Ссылка на статью:
Когаловский С. Р. Читая Ильенкова (как школа должна учить мыслить?) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 122-133.