Капустин Н.В. О семантических перекличках в прозе Н.В. Гоголя: от «Вечеров…» до «Петербургских повестей»

В центре внимания фрагмент из повести «Ночь перед Рождеством», где впервые (если иметь в виду художественное творчество Гоголя) появляется образ Петербурга. Он дается через восприятие уроженца Диканьки кузнеца Вакулы, и кажется, что особенности образа целиком определяются приемом остранения. Но при сравнении Петербурга из повести с его описанием в более ранней статье Гоголя «Борис Годунов» выясняется, что открывшаяся гоголевскому герою картина очень близка той, которая дана в статье. Вместе с тем Петербург из «Ночи перед Рождеством» оказывается близок соответствующим картинам из повести «Невский проспект». Однако самое интересное в том, что описание Петербурга из рождественской повести отзывается и в других, непетербургских произведениях Гоголя. Дело не столько в том, что гоголевский петербургский локус имеет тенденцию к расширению, сколько в единстве художественного мышления писателя, что находит выражение в многочисленных перекличках его образных решений в самых разных текстах. Учет этих соответствий в значительной мере проясняет смысловые оттенки картины Петербурга в «Ночи перед Рождеством». Но еще более важно, что наблюдаемые семантические соответствия являются показателем именно единства образного мышления Гоголя (проблема, хотя и привлекавшая внимание исследователей, но еще далекая от окончательного решения). В связи с этим автор статьи говорит о необходимости создания Словаря гоголевской семантики, способного прояснить конкретное значение образа или мотива в их парадигматической перспективе.

Для цитирования: Капустин Н.В. О семантических перекличках в прозе Н.В. Гоголя: от «Вечеров… » до «Петербургских повестей» // Вестник Ивановского
государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 4. С. 15—21.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх