Статья посвящена развитию представлений о судьбе Палладия Роговского, первого русского доктора философии и богословия. Наследие Палладия для русской интеллектуальной культуры XVIII — начала XIX века означало поворот к католической философско-богословской традиции. В статье анализируется развитие историографической ситуации вокруг фигуры Палладия Роговского. Автор показывает, что Дамаскин (Семенов-Руднев) в 1791 г., в связи с ограниченностью источниковой базы, мифологизировал фигуру Палладия Роговского. Характеризуется судьба рукописного наследия Палладия, в сохранении которого большую роль сыграли епископ Ростовский и Ярославский Досифей (Глебов) и митрополит Нижегородский и Алатырский Исайя. Автор отмечает, что оба иерарха подверглись гонениям со стороны правительства Петра I как реакционеры. Они могли видеть в католицизме лучшее средство против петровской модернизации, чем традиционная греческая образованность. В то же время Рафаил Заборовский и Дамаскин (СеменовРуднев), также много сделавшие для сохранения и распространения наследия Палладия, использовали его преимущественно для развития философского образования в провинции. Развенчивание историографического мифа о Палладии как о жертве «погони за знанием» произошло только в ХХ веке благодаря публикации документов из архивов католической церкви.
Для цитирования:
Исаков А.А. Судьба наследия Палладия Роговского в России // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 3. С. 94—103.