В статье исследуется разнообразие нарративных функций интерлюдий, содержащих описания природных явлений, в романах В. Вулф «На маяк» и «Годы». Нарратологический анализ примеров подобных описаний в терминах Ж. Женетта, а также обращение к черновикам писательницы, в которых эти описания подвергались серьезной переработке, позволяет понять, что в двух указанных романах одни и те же приемы используются с разными целями. Если в романе «На маяк» одухотворенная природная стихия предстает полноправным героем повествования, а фокус на ней (удаление из центра нарратива персонажей-людей) оказывается новаторским художественным приемом, то в романе «Годы» эти описания часто играют утилитарную роль и служат для единства композиции, предполагающей, что каждая глава открывается описанием природы. Тем не менее некоторые функции интерлюдий, в которых представлены описания природы, выполняют в обоих произведениях одинаковые функции: во-первых, они связывают обрамляющие их части романов, выполняют роль «коридора» между главами, тем самым обеспечивая целостность композиционной структуры; во-вторых, они определяют способ репрезентации художественного времени в романах, обозначая, что главы романов разделяют большие промежутки времени, и при этом создавая концептуально важное для Вулф впечатление «вневременности» происходящего.
Ссылка на статью:
Гаврицков А. Н. Нарративные функции интерлюдий в романах В. Вулф «На маяк» и «Годы» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 9-15.