В статье показано, что тема «Совершенная любовь изгоняет страх…», заявленная в эпиграфе к рассказу Н.С. Лескова «Несмертельный Голован»,
определяет поэтику произведения в целом и конкретно — образа главного героя. Эпиграф впервые атрибутирован первому посланию Иоанна. Подчеркнуто, что само имя Иоанна маркирует тему совершенной любви, так как она является центральной во всех текстах апостола. Формы воплощения темы в рассказе (мифопоэтика, изображение обряда, рассказ-воспоминание) возводят образ праведника к Первообразу (Иоанн
Богослов, Георгий Победоносец, Иисус Христос). Названы и описаны реминисценции, побуждающие читателя вспомнить о первооснове образа. Основания и приемы создания образа в тексте Н.С. Лескова наследуют технике, языку и смыслу иконы в усилии автора проявить лик святого, а читателя его увидеть. Статья продолжает исследование взаимодействия слова и изображения в художественной системе русского классика, следуя от анализа поэтики к описанию эстетических принципов писателя, выявляя анагогические свойства образа. В «Несмертельном Головане» изображен момент духовной победы над злом, свершившегося чуда, который запечатлен во всех иконах на сюжет «Чудо Святого Георгия о змие». Иконописное изображение архетипично для словесного, что обусловлено единым процессом воспоминания, охватывающим и героя-рассказчика, и читателя. Рассказ «праведнического» цикла Н.С. Лескова телеологически воплощает тему совершенной любви как тему прозрения, просветления «очей души».
Для цитирования:
Евдокимова О.В., Трофимова А.В. «Совершенная любовь изгоняет страх…»: формы воплощения темы в рассказе Н.С. Лескова «Несмертельный
Голован» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 4. С. 13—20.