В статье рассматриваются социальные функции преподавателя философии в современном университете. Обосновывается утверждение о том, что философ в вузе необходим, прежде всего, как представитель интеллигенции и воспитатель интеллигенции последующих поколений. Понятие интеллигенция рассматривается в аспекте единства моральных и интеллектуальных качеств личности. Проанализировано принципиальное отличие русской интеллигенции от интеллектуалов революционных эпох Запада. Рассмотрено также отношение интеллигенции с властью через призму таких черт как самоотверженность и жертвенность. Констатируется, что специфика всякого исторического момента диктует конкретные требования к философу, как в этическом, так и в когнитивном аспекте. В качестве особо значимой исследуется такая черта интеллигенции как способность к стратегическому мышлению, которая предполагает умение выстраивать долгосрочные программы оптимизации. Предложена авторская дефиниция понятия «интеллигент» в рамках образовательного дискурса — это личность, способная мыслить стратегически и воздерживаться от крайних суждений, обладающая гражданским мужеством, моральной ответственностью, отстаивающая справедливость на всех уровнях социальных отношений.
Для цитирования:
Ерофеева К.Л. Философ в современном университете: коуч или представитель интеллигенции? // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 2. С. 163—173.