В фокусе внимания автора — феномен открытости в дискурсе теории ценностей. Показано, что проблема открытого доступа к научным знаниям является одной из самых обсуждаемых за последние двадцать лет. Постулирована недостаточность ее осмысления с точки зрения эпистемологии и философии науки. Раскрыта взаимосвязь феномена открытости знания и истории движения открытого доступа. Установлено, что классический подход к пониманию открытости в философии науки, связанный с именем К. Поппера и концепцией критического рационализма, не является адекватным инструментом для анализа феномена открытой науки в отличие от концепции А. Штейнзальца, которая рассматривает открытое знание как коллективное в своей сути. Обосновано, что открытость является необходимой пред-посылкой рациональности и может рассматриваться как одна из ценностей современной науки. Сделан вывод, что она выступает одновременно как когнитивная, или эпистемическая, так и социально-политическая ценность.
Для цитирования:
Элбакян А.А. Открытость как когнитивная и социальная ценность // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 2. С. 183—189.