Регионализмы в современном мире, с одной стороны, являются залогом устойчивого развития территорий, с другой стороны, становятся причиной войн и конфликтов. Регионализм зачастую противопоставляется глобализму, а иногда считается ответом на него. За разными аспектами исследования регионализма зачастую ускользает понимание этого феномена как мировоззренческой установки, в рамках которой мир видится разделенным на части, где каждая часть самодостаточна и уникальна, а их многообразие способствует устойчивому развитию. В статье предпринята
попытка рассмотрения регионализма в качестве мировоззренческой системы. Для этого используется системный подход в интерпретации А.И. Уемова, И.В. Дмитревской. Исследование позволило выделить концептуальный, структурный и субстратный уровни системной организации регионализма. Системообразующим свойством (концептом) регионализма выступает особенность человеческого сознания воспринимать любое пространство гетерогенным и выделять в нем части — регионы. Регионализм как мировоззрение предполагает мироощущение (эмоционально-психологический уровень) уникальности своего пространства и сообщества, мировосприятие (чувственно-наглядный уровень) его уникальности и миропонимание (рациональнологический уровень) его уникальности. В структуре системы выделены и проанализированы содержательные и формальные компоненты.
Для цитирования: Докучаев Д.С. Регионализм как мировоззренческая система // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 4. С. 162—167.