В фокусе внимания автора — парадигма ноосферного образования, рассматриваемая через призму высшей школы. Показано, что становление ноосферы носит ноокосмический характер, что предполагает участие разума в перестройке траектории социокультурной эволюции в направлении оптимальности — соответствии ноосферному вектору. Доказано, что ведущая роль в системе воспитания и образования принадлежит Университету — комплексному центру, задающему оптимальные гуманистические параметры антропологического развития субъектов высшего образования. Установлен базовый критерий ноосферности образования — критерий антропологической соразмерности. Раскрыто фундаментальное противоречие между парадигмой ноосферного образования и концепцией образования Постсовременности, связанное с целе-ценностными установками. Нооосферное образование представлено как личностное, фундаментально целостное, проективное. Сделан вывод о значимости представления, о включенной маргинальности для функционирования современного университета.
Для цитирования:
Брагин А.В. Университетское ноосферное образование: критерий антропологической соразмерности и гуманистические параметры // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 140—147.