Тюленева Е.М. Феномен пластического мышления писателя-художника: «изображение изображения» в структуре литературного текста Б. Дышленко

. Статья продолжает ряд исследований автора, связанных с изучением особого типа визуального мышления писателя, выступающего одновременно художником, имеющим непосредственную художественную практику. Подобный тип мышления предлагается определять как пластический, по аналогии с пластическим искусством, акцентируя характерный тип работы с образом через зрительно-пластические средства (пространство, форму, объём, цвет, ритм, фактуру и т. д.). Анализ текстового корпуса Бориса Дышленко позволяет подтвердить гипотезу о транспонировании как принципов видения образа, так и работы с ним из художнической (в данном случае — живописной и графической) оптики и практики в литературную. Речь идет о десемантизации цвета, пондерации как устойчивом способе соединения элементов текста, формировании композиции через ритмизацию, геометризацию и балансировку частей изобразительного поля, акцентировку зрительного центра, уравновешивание разномасштабных объектов и т. д. Отдельный интерес в случае Б. Дышленко представляет концепция «изображения изображения», предложенная в живописи его братом — Юрием Дышленко и активно разрабатывающаяся Борисом применительно к литературе. Суть концепции состоит в расщеплении изображения на продукт и процедуру; торможении образа на его пути к становлению для демонстрации этого пути; создании возможностей для узнавания образа в процессе его производства, что пластическими средствами достигается через неполноту, стертость, мнимость формы или, напротив, ее переполненность, обманную семантизацию, метонимическое замещение другими медиа. В настоящей статье предлагается разбор методов, приемов и средств, позволяющих Б. Дышленко создавать подобные эффекты в литературном тексте. Во многом они строятся вокруг характерного для всего дышленковского сверхтекста ключевого концепта «силуэт», аккумулирующего вариативность и неустойчивость образа, одновременно стремящегося к овеществлению и опустошению, или, в формулировке Б. Дышленко, чистой метафоры — «выражению чего-то через нечто». Реализация силуэтности на выходе формирует искомую процессуальность, уловление образа в процессе самообразования, но удержание его от финализации, поскольку именно сохранение мерцания образа позволяет ему всегда оставаться «в пути».

Для цитирования: Тюленева Е.М. Феномен пластического мышления писателяхудожника: «изображение изображения» в структуре литературного текста Б. Дышленко // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 4. С. 30—40.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх