В статье рассматривается специфика трех известных на сегодня драматических сочинений Л.В. Гарелиной. Во второй половине XIX века писательница обращается к жанру сцен, а также к актуальной проблеме женской эмансипации, но предлагает свое решение этого вопроса. Пьесы представляют собой зарисовки из жизни крестьянского и дворянского сословий, с присущей жанру очерковостью и установкой на достоверность. Действие произведений разворачивается в патриархальной российской провинции. Главные действующие лица — женщины разного возраста, особенностей характера, социального положения, места жительства, представляющие, однако, вполне определенные типы: деревенская девушка из зажиточной крестьянской семьи — в первой пьесе; княгиня, жительница губернского города — во второй; поместная дворянка и ее падчерица — в третьей. При этом в их изображении автор делает акцент не на социальном положении, а на чувствах, которые переживает женщина на разных этапах своей жизни. Можно говорить о своеобразной драматической трилогии: Гарелина последовательно рисует три возраста или три состояния женщины: девушка на выданье, молодая жена и вдова. В центре всех трех пьес — любовь и связанные с ней проблемы женщины. Какие бы то ни было социально, политически значимые проблемы не приковывают внимания писательницы, но она акцентирует весьма важную и смелую для того времени проблему женской жизни — право женщины любить и быть свободной в своем выборе. Писательница рисует нехарактерный для российской провинции новый тип активных, стремящихся к любви и способных бороться за свое счастье женщин.
Для цитирования: Копытова Е.А. Специфика пьес Л.В. Гарелиной: жанр, тематика, принцип изображения персонажей // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 1. С. 40—49.