Статья посвящена актуальной проблеме комплексного анализа «синтетического текста», включающего в себя как художественные произведения, так и другие аспекты жизни и творчества писателя или художника. Объектом исследования являются литературные автопортреты Ван Гога и Сальвадора Дали. Методология исследования включает в себя как традиционные структурно-семиотические и историко-функциональные подходы, так и методологию анализа «синтетического текста», разработанную в трудах Д.И. Иванова и Д.Л. Лакербая. Многие исходные «концептуальные коды» когнитивно-прагматических программ Ван Гога и Дали имеют сходство, однако литературные автопортреты показывают, что стратегии самореализации таланта у художников совершенно различны. Стратегия Ван Гога интроспективна, и на этом бескомпромиссном пути художник постоянно находится в поиске себя. Его дневник в виде писем — это попытка самопрояснения личности, выражающей себя через картины. Его путь управляет им, а не наоборот, поэтому закономерный итог этой биографии — не конструирование, а принятие художником мифа о себе со всеми атрибутами безумия, одиночества и неустроенности. Этот культурный месседж, включивший в себя раннюю гибель Ван Гога, оказывается актуальным уже после его смерти. Жизнетворческая стратегия С. Дали — это тотальная самопрезентация и самореклама, нацеленная на создание «текста жизни» как прижизненного памятника самому себе. С. Дали преодолевает свои комплексы, экстравертируя свои фрейдистские и ницшеанские идеи. Его автобиография изначально выстраивается по принципу создания бренда, трансформирующегося в миф о художнике. С. Дали — воплощение искусства в эпоху масс-медиа, «шоу-гений».
Для цитирования: Лукьянова С.М. «Текст судьбы живописца»: литературные автопортреты Ван Гога и Сальвадора Дали // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Специальный выпуск. С. 25—35.