В статье актуализируется проблема композиционного построения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», рассматриваются основные приемы и способы создания обзорной композиции как доминирующей стратегии воплощения масштабного лироэпического замысла. Сделанные наблюдения позволяют говорить о том, что доминанты внутритекстовых связей, обеспечивающие масштабность эпического полотна, определяются и объемным коммуникативным замыслом автора: произведение Некрасова о народе и для народа. Установка на народное мировосприятие (народно-образное мышление, песенную культуру, устную речевую традицию) определяет разные аспекты художественно-образной структуры произведения, а в их числе особо значимыми оказываются и разнообразные способы звуковых сочленений, обособлений, пространственного расширения и углубления художественного мирообраза. Приемы интермедиальности, в частности способы образно-звукового масштабирования художественного текста, подчеркивают особый — синтезный — характер произведения Некрасова. В разработке механизмов создания визуально-образного и звукового объема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» русский поэт открывает такие интермедиальные подходы, которые предопределяют развитие других видов искусства (к примеру, кинематографа). В частности, монтажный прием композиционного построения важен для смены субъектной организации, расширяет план изображения, переключает звуковой регистр образного воплощения с односубъектности на хоровую волну и т. д.
Для цитирования: Павловская О.А. Принципы обзорной композиции в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: интермедиальный аспект // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Специальный выпуск. С. 19—24.