Статья продолжает серию исследований, посвященных способам адаптации литературы и поэзии к массовой медиа-среде — общественному пространству (текст в городе), цифровому пространству (поэтические стримы) и пространству перформанса (слово и звук в действии). Теперь речь идет об адаптивных тенденциях в экспериментальной, поисковой, «сложной» поэзии на границе медиумов (в первую очередь, текстуального и визуального). Впервые на таком материале показано действие не только хорошо известных адаптационных режимов (деконструкция и собственно адаптация), но и феномена художественной оптимизации. В центре внимания оказываются такие явления, как творческая коллаборация (оптимизационная форма организации творческого процесса), медиагибридизация (оптимизационная форма художественной реализации) и трансмедийное повествование, адаптирующее к современным медийным реалиям постмодернистское явление сращивания письма и чтения. Материалом работы послужили фит-книги и проекты-коллаборации (Оли Цве, Е. Зернов, А. Родионова, Telegram-канал Иллюверс), медиагибриды как реинтерпретация «книги художника» (П. Заруцкий), а также кросс-медийные проекты (И. Мазо), порождающие новые параметры трансмедийного восприятия искусства и жизни.
Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 19-18-00205).
Для цитирования: Горелов О.С. Оптимизация поэтического и визуального: коллаборации, медиагибриды и трансмедийное повествование // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Специальный выпуск. С. 6—18.