Статья посвящена проблеме специфики языка описания сознания в военной пропаганде. Среди приемов создания пропагандой образов врага важнейшую роль играет дегуманизация. Поскольку наличие сознания является необходимым признаком человека, то практики дегуманизации включают в себя репрезентации сознания «чужих» и его отличий от сознания «своих». Новизна определяется тем, что впервые репрезентации сознания исследуются как ресурс конструирования образа врага. В основу методологии анализа положена концепция Ника Хэслема, согласно которой дегуманизация аутгруппы как полное или частичное отрицание человечности осуществляется в двух формах: анималистской, при помощи сравнения людей с животными, и механицистской, за счет их уподобления неодушевленным механизмам. Особое место дискуссии о подлинной человечности занимали в «борьбе за сердца и умы» периода Холодной войны, и в статье анализируются репрезентации различных компонентов сознания «своих» и «чужих» (когнитивного, эмоционального, волевого) на материале советского и американского кинематографа. Автор показывает, что для расчеловечивания «чужих» кинематограф использовал такие характеристики их сознания¸ как неумение мыслить критически и творчески, узость кругозора, низкий уровень образованности, нехватка теплоты в человеческих отношениях, неспособность к эмпатии и к самоконтролю, отсутствие собственной воли.
Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00305, https://rscf.ru/project/22-18-00305/
Для цитирования:
Рябов О.В. «Их отучили думать»: репрезентации сознания и дегуманизация врага в языке пропаганды Холодной войны // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 4. С. 163—173.