Статья посвящена рассмотрению экзистенции смерти в романе современной татарской русскоязычной писательницы Альбины Нури (Альбины Нурисламовой) «Пятый неспящий», проявляющейся как на уровне макропоэтики произведения (усложненная композиционная структура), так и на уровне микропоэтики (комплекс мортальных мотивов, представления о смерти, дихотомия внутреннее — внешнее, лексика, актуализирующая танатологический код). Проблематика смерти, к которой обращались многие татарские писатели, как на рубеже XIX—ХX веков, так и на рубеже XX—XXI веков, интерпретируется Альбиной Нури в аспекте эстетики и поэтики магического реализма, в котором с помощью соединения магического, чудесного мира инфернальных созданий, духов, призраков и предельно ясной, рациональной действительности создается третья, сложная для осмысления реальность. Делается попытка ввести в научный оборот творчество писательницы, которая продолжает развитие определенного вектора (экзистенциональная направленность и тональность произведения) как татарской литературы, так и мировой литературы, в основном латиноамериканской. Делаются выводы о том, что смерть в романе является главной композиционной и художественной константой, дает возможность рас-смотреть преломление традиций магического реализма в данном произведении.
Для цитирования:
Сырысева Д.Ю. Экзистенция смерти в романе Альбины Нури «Пятый неспящий» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 3. С. 45—53.