Автор статьи утверждает, что общества в антиутопических романах Замятина, Хаксли и Оруэлла представляются в глубоко религиозной парадигме. Анти-утопические общества организованы по теистическому шаблону, к которому присоединяются суррогаты бога, новые грехи и ереси. Во всех рассмотренных романах обнаруживается антиутопический бог, выступающий в качестве пародии на иудео-христианского Бога. Антиутопические боги-суррогаты являются социальной силой, значимой для писателей, поэтому антиутопический бог представляется центральной фигурой во всех проанализированных романах. Антиутопический бог страдает комплексом неполноценности, так как он не является Богом-творцом. Следовательно, он представляет собой всего лишь социальную силу и осуждает любую деятельность, не сосредоточенную на себе. Требование непрестанного и исключительного уважения граждан отличает антиутопического бога от Бога христианского. Можно утверждать, что общество становится антиутопичным, поклоняясь идолам. Замятин, Хаксли и Оруэлл в целом не воспринимают христианство в качестве угрозы или спасения от будущей опасности. Реальную опасность представляют социальные принципы, которые идолопоклоннически закреплены в христианском религиозном шаблоне. Антиутопические общества не просто структурированы по христианской модели, включая религиозные церемонии, фигуры богов и священников, но и сюжеты романов повторяют христианскую историю: главный герой, будучи в раю, совершает грех и отпадает от благодати, в результате чего сталкивается с выбором между проклятием и спасением. Писатели-антиутописты находят, что наибольшую опасность для общества представляет социально-политическое идолопоклонство, являющееся антиутопической заменой христианству.
Для цитирования: Мысовских Л.О. Особенности представления религии в жанре антиутопического романа первой половины ХХ века // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 3. С. 30—37.