Австрийский драматург Артур Шницлер в цикле драм «Анатоль» (1893) избирает объектом изображения любовные приключения заглавного героя и концентрирует внимание на его мимолетных впечатлениях. Доказано, что сцены с участием Анатоля и его возлюбленных строятся в форме «хоровода», подчеркивая тем самым бесконечную изменчивость любовного чувства, а случайный и импровизационный характер развития действия обуславливается прихотливым настроением героя во всех семи пьесах. Обосновано, что фрагментарность мировосприятия Анатоля и игровой характер его отношений с возлюбленными «любит — не любит?» имеет философское (ницшевское) обоснование и вступает в противоречие с представлениями об истинной любви. Следуя правилам игры, Анатоль превратился в безвольную марионетку, находящуюся в состоянии абсолютной неустойчивости и одиночества. «Наполняя» любовниц своим настроением, Анатоль не видел в них личностных качеств, играя, ревнуя и бросая их. Он как мимолётный герой и гедонист не был способен остановиться в череде любовных сцен, даже если задумывался о браке. Его неутолимое «донжуанство» представляется бесконечным. Трезвый и ироничный антипод Анатоля — друг Макс — скептически наблюдал за поведением Анатоля, а в финале цикла он затронул важную проблему женского равноправия в обществе, поднимая цикл драм на уровень современной Шницлеру «новой драмы». В таком ключе представляется актуальной интерпретация цикла драм Шницлера «Анатоль» в Санкт-Петербургском театре юного зрителя им. А. Брянцева (2005).
Для цитирования:
Цветков Ю.Л. «Любит — не любит?»: игровое начало цикла одноактных драм «Анатоль» Артура Шницлера // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 2. С. 22—33.