В статье исследуются принципы создания образа Марбурга в автобиографической повести Б. Пастернака «Охранная грамота» (1931), выявляются особенности интерпретации художником реальных жизненных впечатлений. Автор статьи, опираясь в теоретическом плане на работу болгарского философа и эстетика К. Горанова «Художественный образ и его историческая жизнь» (М., 1970), рассматривает образ не как готовую структуру, а как динамичную систему. В статье доказывается, что в «Охранной грамоте» Марбург предстает как «образ-восприятие», «образ-процесс», «образ-произведение», что и определяет его постоянную трансформацию. Реальный Марбург открывается автобиографическому (лирическому) герою то как город мечты, то как воплотившаяся наяву сказка или мистерия, то как пространство истории и культуры, то он становится со-участником драмы любви или страстного увлечения наукой. Эти трансформации образа города определяются философско-эстетической концепцией Пастернака, во многом сформировавшейся под влиянием марбургской философской школы.
Ключевые слова: Б. Пастернак, «Охранная грамота», трансформации, Марбург, динамичная система, образ-восприятие, образ-процесс, образпроизведение.
Ссылка на статью:
Прохорова Т. Г. Трансформации образа Марбурга в автобиографической повести Б. Пастернака «Охранная грамота» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 34-41.