Статья посвящена феномену исторического сознания. Целевой аудиторией являются молодые преподаватели и студенты. Показано, что ключевая роль в раскрытии смыслового наполнения понятия исторического сознания принадлежит философии. Зафиксировано, что философский анализ предполагает переход от изучения исторического сознания как целостного образования к исследованию его на более конкретных уровнях (личностном, групповом). Установлено, что именно философия как образовательная дисциплина открывает перспективы видения традиционных для личности как субъекта истории проблем. Статья обозначает позиции, освещение которых — методически выверенный педагогическим опытом путь изучения феномена исторического сознания. К основным проблемам историософской рефлексии автор относит проблему правды и истины; поведение личности как проявление исторического сознания; альтернативность истории; источники формирования оценок мира истории; проблему исторической памяти. Сделан вывод о том, что конкретные вопросы формирования исторического сознания важно рассматривать как в историческом контексте (прошлое, настоящее, обозримое будущее), так и в пространстве целостной культуры.
Для цитирования:
Свобода Н.Ф., Воробьева О.Б. Философское просвещение в техническом вузе: постановка проблем исторического сознания // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 160—167.