Статья посвящена внутритекстовой рецепции абсурдной ситуации пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Акцент ставится на техниках и приѐмах абсурдизации драматургического текста, их появлении в тексте драмы, возможных формах и вариантах их создания и бытования. В ходе исследования отмечается расширение понятия субъекта: за счѐт внедрения в текст абсурдистского комплекса в качестве субъекта выступает и автор, и субъект действия, и следующий за ними читатель. Абсурдный компонент приводит субъекта к остранению. В свою очередь, частотность абсурдных ситуаций способствует формированию пространства, где абсурд воспринимается как должное, где абсурдное и понятное становятся взаимозаменяемыми, где субъекту последовательно объясняется относительность его жизни в целом, а значит, утверждается моделирование как способ организации окружающего его пространства. В результате делается вывод о трансформации ситуации рецепции: абсурд, смоделированный в тексте, проживается/проигрывается персонажем, воспринимающим это как реальность, с которой нужно и можно работать, и одновременно через остранение открывает герою возможность для нового видения/прозрения/обнаружения собственной идентичности. Так внутритекстовое восприятие субъектом (героем, персонажем) абсурда демонстрирует не-различение между абсурдом экзистенциальным и абсурдом смоделированным.
Ссылка на статью:
Муравьева А. В. Абсурд как рецепция в пьесе Д. Данилова «Человек из Подольска» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 21-34.