В статье рассматриваются основные положения либеральной программы развития народного образования в России на рубеже XIX—XX вв. Особенное внимание уделяется институциональному оформлению либерального движения в России, разработке различных проектов программ реформирования российской школы. Дается анализ программных требований ведущих либеральных партий России — кадетов и октябристов, выделяются схожие и отличающие черты их программ. Особое внимание уделяется вопросу о либеральном взгляде на проблемы введения всеобщего обучения, развития среднего образования, высшей школы, а также проблемам образования и воспитания инородцев. Отмечается, что образовательные программы либералов были тес-но связаны с их политическими и экономическими доктринами. Реформированное образование рассматривалось ими как фундамент будущего гражданско-правового развития страны, а также роста производительных сил народа и его благосостояния. Анализируются сходства и различия подходов кадетов и октябристов к решению проблем образования, а также их ключевые противоречия. Отмечается важность либеральных концепций как наиболее адекватных общественно-политическим и социально-экономическим реалиям царской России в эпоху правления Николая II.
Ссылка на статью:
Хрипунов А. С. Складывание и эволюция либеральной программы развития народного образования в России в конце XIX — начале ХХ в. // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 77-88.